История

30-е - 50-е гг.

Начало авиации в провинциальном сургутском регионе было положено в феврале 1931 года. На окраине города Сургут, в районе так называемого нулевого причала, расчистили от снега подходящее место для посадочной площадки, на которой был принят первый самолёт. После этого сюда, регулярно стали прибывать самолёты Р-1, Р-2,У-2. В марте 1935 года был совершен первый рейс Сургут – Самарово (нынешний Ханты-Мансийск).

Площадка принадлежала Главному управлению Северного морского пути. В 1938 году зона аэродрома была передана «Аэрофлоту». До этого регулярных полётов и плановых перевозок авиация в Сургуте не производила. Совершались они по специальным заданиям для нужд Главсеверморпути.

С 1936 по 1938 годы было сделано 109 самолётовылетов, перевезено 125 пассажиров, 1115 килограммов багажа и 210 килограммов почты. В то время полёты выполнял самолёт По-2. Он брал на борт двух пассажиров, которым, как и лётчику, чтобы не обморозиться в пути, приходилось «упаковываться» в тёплый олений кумыш. Так называлась одежда, сделанная на манер той, что носили аборигены. Шили её мехом наружу и надевали через голову прямо на полушубок или ватник…

В летний период в Сургуте работал гидропорт, находившийся в устье реки Чёрная, в районе нынешней ГРЭС-2. Полёты выполнялись на самолёте Ан-2В (гидровариант). С зимы 1955 года в аэропорту стали базироваться два самолёта По-2, с помощью которых осуществлялись гравиметрические съёмки, необходимые для разведки нефти. Кроме того, они доставляли с озёр свежую рыбу для местного рыбоконсервного комбината.

60-е годы

В 1962 году местные авиаторы обустроили новый аэропорт. На новом месте им приходилось, буквально на ходу, создавать материально-техническую базу для обслуживания самолётов. Первоначально, в деревянном здании аэропорта, обогревались даже не все помещения.

Полёты выполняли самолёты Ан-2, которые имели от 10 до 12 посадочных мест. Вскоре прибыл первый самолёт Ли-2, который положил начало более качественному обслуживанию пассажиров.

Кроме самолётов, на вооружении авиаторов к тому времени уже находились вертолёты МИ-1 и МИ-4.

В том же году в городе было создано первое авиазвено. 19 августа 1964 года в Сургуте был сформирован собственный объединённый авиаотряд, а аэропорту присвоен четвёртый класс.

В стартовый год своего существования отряд налетал в общей сложности 3 тысячи часов, перевёз 20,3 тысячи пассажиров и 800 килограммов грузов.

Широкомасштабное развёртывание в автономном округе нефтедобычи вызвало острую необходимость развития авиации в регионе.


70-е годы

24 сентября 1970 года на взлётно-посадочной полосе нового сургутского аэропорта уложена последняя плита. В конце декабря государственная комиссия приняла в эксплуатацию взлётно-посадочную полосу нового городского аэропорта.

15 апреля 1971 года в 7 часов 36 минут по московскому времени в местном аэропорту приземлился первый Ан-24, совершивший полёт Москва - Тюмень – Сургут. Уже в 1971 году объём пассажирских перевозок составил 447 тысяч пассажиров.

4 апреля 1972 года городской аэропорт принял первый самолёт ТУ-134, который совершил рейс из Москвы. Кроме столицы страны, Сургут в тот период имел регулярное воздушное сообщение с Ханты-Мансийском и десятью областными центрами. 17 октября 1974 года на территорию авиапредприятия приземлился первый вертолёт-тяжеловоз МИ-6.

12 июля 1975 года в городе открылся новый аэровокзал, который и сегодня, претерпев модернизацию и реконструкцию, принимает и отправляет пассажиров в различные города не только России, но и других стран ближнего и дальнего зарубежья.

В марте 1978 года, работница центральной базы производственного обслуживания Людмила Сурина неожиданно для себя стала юбилейным трехмиллионным пассажиром сургутского авиапредприятия. Женщине, летевшей в Томск, был выдан бесплатный билет.

Впервые, в истории Сургута, 4 июля в ОРС №6 из Молдавии самолётом была доставлена партия огурцов и черешни.

За 1978 год, сургутский авиаотряд перевёз 370 тысяч пассажиров.


80-е годы

Восьмидесятые годы двадцатого столетия вошли в историю нашей страны и историю нашего города как динамичный период освоения нефтегазового комплекса Западной Сибири. Город Сургут стремительно рос и развивался, являлся Всесоюзной комсомольской стройкой. Средний возраст жителей города составлял менее 30 лет.

Сургутский аэропорт стал для огромного количества людей перевалочным пунктом, который встречал, провожал и направлял людей дальше на север для освоения новых территорий. Взять билеты и улететь на «большую землю» в летний период было очень непросто. Аэропорт был почти до отказа заполнен геологами, нефтяниками, строителями, энергетиками, которые прибывали для работы в наш округ со всех регионов страны и даже из иностранных государств.

Пассажиропоток был на уровне более двух миллионов пассажиров в год — это почти в два раза выше сегодняшнего уровня.

В период интенсивного строительства и освоения нефтяных и газовых месторождений через аэропорт воздушным транспортом перебрасывались в труднодоступные места люди, грузы и техника. Особенно это актуально было в летний и осенний период, когда груз «по большой воде» и железной дороге уже пришел, а зимники еще не работали и иным способом доставить вагончики, тракторную технику, трубы, опоры ЛЭП и т.д. было просто невозможно. В аэропорту в те годы интенсивно использовалось более 30 оборудованных вертолетных площадок, которые работали круглосуточно.

В феврале 1983 года Сургутский ОАО был удостоен высокой правительственной награды — ордена Трудового Красного Знамени.

Именно в этот период в аэропорт молодыми специалистами пришли работники, которые получили огромный производственный и жизненный опыт, сформировались как высокопрофессиональные специалисты, сохранили верность авиации и в настоящее время составляют костяк и опору трудового коллектива.


90-е годы

Перестроичные события, предшествовавшие вхождению тюменской авиации в новые рыночные отношения в кризисные 1990-е годы, отразились и на Сургутском объединённом авиаотряде. Последнее десятилетие XX века – самое трудное и сложное в истории тюменской авиации, началось с крупных структурных реформ. В январе 1991 года приказом по Министерству гражданской авиации ордена Трудового Крастного знамени Тюменское управление ГА было реорганизовано в авиакомпанию «Тюменьавиатранс». А в марте 1991 года ордена Трудового Красного Знамени Сургутский объединённый авиаотряд стал фирмой  «Сургутавиа» - филиалом авиакомпании «Тюменьавиатранс».


На рубеже веков

ОАО «Аэропорт Сургут», как самостоятельное юридическое лицо, начало свою производственную деятельность в 1994 году.

Первыми шагами в развитии современного аэропорта стало введение в эксплуатацию в 2001 году сектора вылета, пропускной способностью 600 пассажиров в час. В этом же году в аэропорту Сургута открылся международный сектор с пропускной способностью 150 пассажиров в час. С введением в эксплуатацию международного сектора аэропорт Сургута получил статус международного.

В 2003 г. осуществлена полная реконструкция взлетно-посадочной полосы и водосточно-дренажной системы аэродрома без закрытия аэродрома, работа проводилась в строго отведенные временные интервалы.

В 2004 году произведена реконструкция и сдан в эксплуатацию сектор прилета, благодаря чему аэропорт разделился на два терминала, архитектурно и технически объединенных в единый современный аэровокзальный комплекс.

Следующим этапом модернизации аэровокзала стал 2006 год. Он ознаменован тем, что ОАО «Аэропорт Сургут» установило телескопические трапы пьедестального типа немецкой фирмы «Thyssen Krupp Airport System».

По итогам 2008 года аэропортом, впервые с момента образования самостоятельного предприятия, было обслужено более 1 миллиона пассажиров.

2009 – 2010 гг. ознаменованы расширением географических границ деятельности авиапредприятия. В структуру ОАО «Аэропорт Сургут» вошли пять филиалов, ранее входивших в состав ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр»: Березовский (ХМАО-Югра), Нефтеюганский (ХМАО-Югра), Ноябрьский (ЯНАО), Тазовский (ЯНАО), Мыс-Каменский (ЯНАО).

В 2012 году на нефтегазоконденсатном месторождении Талакан, в Республике Саха (Якутия), на средства частного инвестора ОАО «Сургутнефтегаз» построен новый современный аэропортовый комплекс. ОАО «Аэропорт Сургут» было приглашено в качестве главного оператора аэропорта. Начал свою деятельность новый филиал ОАО «Аэропорт Сургут» — «Аэропорт Талакан».

По итогам 2013 года пассажиропоток ОАО «Аэропорт Сургут» с филиалами достиг 1 786 000 пассажиров, увеличившись, по сравнению с аналогичным показателем 2012 года, на 19%.